Иные способы приватизации

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Иные способы приватизации

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Перечень способов приватизации, содержащийся в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», является закрытым, то есть участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации. Тот или иной способ применяется в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

v преобразование унитарного предприятия (УП):

– в открытое акционерное общество (ОАО);

– в общество с ограниченной ответственностью (ООО) (способ введён 201-ФЗ от 11.07.2011 г.);

v продажа государственного или муниципального имущества:

– на аукционе;

– на конкурсе;

– посредством публичного предложения;

– без объявления цены;

v продажа акций ОАО:

– на специализированном аукционе;

– за пределами территории РФ;

– через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

– по результатам доверительного управления;

v внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Ограничениями на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов могут служить:

1) приватизация имущественного комплекса УП в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО(только путем преобразования в ОАО);

2)приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ(преобразованием; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; внесения в уставные капиталы ОАО);

3) приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (те же способы, что в п.2).

Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

1) места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО);

2) особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);

3) выполнения покупателем условий в отношении имущества(продажа на конкурсе);

4) вида рынка (продажа акций на организованном рынке — на фондовой бирже);

5) способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);

6) по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).

Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество – это разновидность реорганизации юридического лица. Приватизация данным способом может осуществляться, если размер уставного капитала УП превышает минимальный размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством.

Происходит смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества; государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АО общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор).

С точки зрения собственника АО являются наиболее подходящей организационно-правовой формой для приватизации (а также последующей «деприватизации») государственного и муниципального имущества, в том числе в целях управления и контроля, что связано с возможностью свободного отчуждения акций, принадлежащих государственным и муниципальным образованиям; продажи принадлежащих им акций АО с сохранением контроля над ним; использования специального права на участие в управлении АО («золотой акции»).

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.

Нормативным актом, регулирующим аукцион как способ приватизации, помимо обозначенных в первом разделе данного проекта, является Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г.

N 585 “Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе”.

На рисунке 1 представлены виды аукционов по составу участников и форме подачи предложения о цене. Указанная на схеме форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Рисунок 1 – Виды аукционов

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Для участия в аукционе необходимо внести задаток.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

– представленные документы не подтверждают его право быть покупателем в соответствии с законодательством;

– представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству;

– заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

– не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Механизм проведения аукциона представлен на рисунке 2.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе. В сфере регулирования данного способа действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г.

N 584 “Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества”.

Конкурсомпризнается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50 % уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Рисунок 2 – Порядок проведения аукциона

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению. На рисунке 3 представлен закрытый перечень возможных условий конкурса.

Рисунок 3 – Возможные условия, предусматриваемые конкурсом

Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки.

Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже в данном случае принимается Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут быть привлечены брокеры в порядке, установленном Правительством РФ, условия договоров с ними должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной.

Теоретически данный способ приватизации должен максимально приближать цену, по которой приватизируется имущество, к его рыночной цене. Однако фактически он используется крайне редко ввиду ограничений на использование этого способа приватизации и несоответствия установленных законодательством о приватизации требований требованиям законодательства о рынке ценных бумаг.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения). Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения.

В соответствии с Законом о приватизации начальная цена имущества при данном способе не должна быть ниже начальной цены несостоявшегося аукциона его продажи. Действующий механизм не учитывает того факта, что цены на некоторые виды имущества, в частности на ценные бумаги, способны быстро изменяться.

Механизм управления продажами посредством публичного предложения должен предусматривать возможность для стороны продавца действовать исходя из текущей состояния рынка. Другим недостатком продажи имущества посредством публичного предложения является неурегулированность процедуры данного способа приватизации.

При его реализации регулярно возникает ситуация, когда к моменту начала приема заявок по той или иной цене оказывается больше одного претендента. Согласно закону, лишь один из них, а именно тот, чья заявка будет зарегистрирована первой, будет признан покупателем.

Способы определения приоритета одного из претендентов не предусмотрены.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена в данном случае не определяется, претенденты направляют письменные предложения о цене. Под нормативной понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение подлежащего приватизации имущества.

В качестве недостатка данного способа приватизации отсутствие минимальной цены – установленного условиями приватизации порога, ниже которого выставленное на продажу имущество продано быть не может.

Результаты продажи без объявления цены часто носят случайный характер, когда приватизируемое имущество приобретается по очень низкой цене.

Другим несовершенством этого способа приватизации можно назвать высокую степень зависимости от возможных недобросовестных действий сотрудников продавца, в качестве которого выступает Российский фонд фундаментальных исследований.

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы ОАО могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы ОАО может осуществляться: при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что формой сделки приватизации является в данном случае не договор купли-продажи, а договор мены.

Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления означает, что лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления.

Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий данного договора является основанием расторжения в судебном порядке обоих договоров.

Исполнение же условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

9.3. Механизм планирования и управления процессом приватизации государственного и муниципального имущества

В рамках механизма планирования и управления процессом приватизации можно выделить следующие его стадии:

1. планирование приватизации;

2. подготовка к приватизации;

3. реализация плана приватизации;

Источник: https://studopedia.ru/7_127424_sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva.html

Всё, что нужно знать о приватизации жилья — Справочник Недвижимости

Иные способы приватизации

Сначала власти устанавливали сроки, когда можно было получить «свою» квартиру в собственность бесплатно.

Но не все успевали это сделать, и сроки много раз переносились, а в 2016 году бесплатную приватизацию жилья сделали бессрочной. По данным Минстроя России, в 2019 году приватизированы около 80% квартир в России.

Оставшийся жилой фонд, принадлежащий государству, продолжает постепенно переходить в собственность россиян.

Рассказываем обо всех нюансах приватизации квартир, о которых нужно знать.

Что такое приватизация жилья

Приватизация — это бесплатная передача квартир, которыми владеет государство или власти города, в собственность людям, живущим в этих квартирах на законных основаниях. Как правило, таким основанием является договор социального найма. По нему человек может жить в квартире, но не вправе её продать или передать кому-то другому.

Передачей квартир по приватизации занимаются органы местного самоуправления. Например, в Москве это окружные структуры Департамента городского имущества.

Как получить жилье по договору социального найма

Государство даёт квартиры тем, кто, как оно считает, в них нуждается, а самостоятельно купить жильё или улучшить свои условия проживания не может. С такими гражданами заключается договор социального найма муниципальной квартиры.

Приватизация квартиры через договор соцнайма — распространённый способ стать собственником недвижимости в РФ для тех, кто не может её купить. Но жильё от государства получить непросто — нужно «постоять» в очереди. Получить квартиру по соцнайму могут те, кто встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Те, кто сделал это после 1 марта 2005 года, тоже вправе претендовать на жильё, но они должны быть признаны малоимущими. Хотя в очереди стоять придётся и тем, и другим.

Чтобы встать на жилищный учёт, нужно доказать, что семья малоимущая, то есть на каждого её члена приходится меньше прожиточного минимума (на самом деле условий больше, но это основное).

Необходимо собрать бумаги, подтверждающие положение семьи, и обратиться в органы местного самоуправления.

В Москве это Департамент городского имущества (подача заявки возможна через любой столичный МФЦ «Мои документы»).

Жильё, полученное по договору соцнайма, можно сразу же приватизировать. 

Кто может приватизировать квартиру

Участвовать в приватизации имеет право каждый россиянин, но только один раз в жизни. Исключение — те, кто в первый раз участвовал в приватизации будучи несовершеннолетним. За такими людьми сохраняется право приватизировать жилье ещё раз после того, как им исполнится 18 лет.

Более того, как уточняет руководитель юридической службы компании «ИНКОМ-Недвижимость» Светлана Краснова, дети включаются в число собственников при приватизации в обязательном порядке, а неучастие ребёнка в приватизации возможно только с разрешения органов опеки и попечительства, хотя на практике такие случаи почти не встречаются.

То есть несовершеннолетний сначала участвует в приватизации квартиры в долях с родителями, а после достижения совершеннолетия может воспользоваться своим правом ещё раз, если на тот момент будет зарегистрирован в другом неприватизированном жилье. Например, если он получит её как очередник или пропишется по месту жительства супруга или супруги.

Право на приватизацию квартиры есть у всех, кто в ней зарегистрирован (прописан). Чтобы приватизировать жильё, необходимо согласие на это всех зарегистрированных в ней.

«Для оформления приватизации квартиры имеет значение не факт проживания, а именно факт постоянной регистрации в квартире», — отмечает специалист департамента контроля качества национальной юридической службы «Амулекс» Ирина Забарская.

Можно ли отказаться от участия в приватизации

Да, и это распространённая практика. Нередко жильцы дают своё согласие на приватизацию, но от личного участия в ней отказываются. В этом случае квартира становится собственностью остальных жильцов, но «отказник» сохраняет право на пожизненное проживание в квартире. Выселить его нельзя ни при каких условиях, даже после продажи квартиры он сохранит право жить в ней.

«Причины, по которым граждане не хотят участвовать в приватизации, разные, — отмечает Светлана Краснова из „ИНКОМ-Недвижимости“.

— Например, пожилые родители могут отказаться от приватизации, чтобы собственниками квартиры стали их дети, и в дальнейшем избежать затрат на оформление наследства или споров между наследниками.

Кто-то отказался от приватизации, чтобы не платить налоги на имущество, которыми облагается любая собственность».

Какие квартиры нельзя приватизировать

Приватизировать можно жилые помещения, которые предоставлены гражданам на условиях социального найма и в которых они оформили постоянную регистрацию. Это отдельные квартиры или комнаты в коммуналках, полученные как во времена СССР, так и позже.

Но не всякое государственное жильё можно оформить в собственность, даже если люди там прописаны.

Нельзя приватизировать недвижимость, находящуюся в аварийном состоянии, помещения в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные квартиры (кроме жилфонда совхозов и приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий).

Нельзя также сделать частной собственностью жильё, которое находится в сельской местности и относится к стационарным учреждениям социальной защиты населения (домам-интернатам). Тем, кто хочет приватизировать квартиру, заранее нужно выяснить, не относится ли она к одной из этих категорий.

Кроме того, государство в некоторых случаях не разрешает приватизировать жильё, чтобы защитить интересы проживающих или сохранить здания.

«В запретный перечень можно включить жилые помещения, предоставляемые сиротам при достижении ими совершеннолетия, — добавляет Ирина Збарская из НЮС „Амулекс“. — Чтобы защитить сирот от мошенников, их жильё в течение пяти лет имеет статус специализированного жилого фонда, который запрещено приватизировать.

Есть ещё квартиры в домах, которые относятся к памятникам архитектуры.

Прямого запрета на их приватизацию нет, и в некоторых случаях получается оформить на них права собственности, но часто в этом праве отказывают, ссылаясь на особую историческую и культурную ценность здания, которое является культурным достоянием всех жителей города».

Как узнать, приватизирована ли квартира

Узнать, приватизировано ли жильё, может кто угодно. Самый простой  и быстрый способ это выяснить — посмотреть квитанцию на оплату коммунальных услуг, где указан тип жилья. Но этот способ не самый надёжный. Может оказаться, что информацию ещё не успели обновить.

Лучше всего запросить в Росреестре или многофункциональном центре «Мои документы» выписку из ЕГРН.

Если квартира находится в частной собственности, то в графе «Правообладатель» будут указаны фамилия, имя и отчество собственника, а если в муниципальной — город (например, Москва).

Если приватизация была проведена до 1998 года, юристы советуют обратиться в территориальное БТИ, которое тоже владеет необходимыми сведениями.

Как приватизировать квартиру: инструкция и список документов

Начать нужно с получения согласия всех лиц, имеющих право приватизировать данное жилье. Имеются в виду все зарегистрированные в квартире граждане, включая несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (от имени детей младшего возраста согласие дают родители или опекуны). Согласие должно быть дано в письменной форме и заверено у нотариуса.

«Все жильцы обязаны присутствовать в регистрационном органе при подаче собранных документов, — уточняет Ирина Збарская. — Если кто-то из них не может прийти по уважительной причине, его заявление о согласии оформить права собственности на квартиру должно быть заверено у нотариуса, а кроме этого, должны быть поданы документы, подтверждающие эту уважительную причину».

Уважительной причиной может быть госпитализация, нахождение на лечении в другом городе, длительная командировка.

При участии в приватизации нескольких человек жильё передаётся либо в долевую, либо в совместную собственность.

При долевой схеме каждый будет владеть не конкретной комнатой или количеством метров в квартире, а долей в праве собственности, которой он сможет распоряжаться по своему усмотрению с некоторыми ограничениями. Размер долей определяют сами участники приватизации.

При совместном владении доли не выделяются (права на жильё считаются равными), пользоваться и распоряжаться объектом владельцы могут только по взаимному согласию.

Если все согласия получены и число будущих собственников определено, то следующий шаг — собрать документы для приватизации квартиры. Вот список:

  •  паспорта всех участников приватизации (включая несовершеннолетних от 14 до 18 лет);
  • письменное и нотариально заверенное согласие на приватизацию всех зарегистрированных в квартире лиц (можно составить самостоятельно либо попросить форму у нотариуса);
  • заявление о приватизации (его можно оформить при обращении в МФЦ «Мои документы»);
  •  договор соцнайма на приватизируемую квартиру;
  •  выписка из домовой книги с указанием всех зарегистрированных лиц;
  • ордер на приватизируемое жильё или копия распоряжения о предоставлении этого жилья. Ордер — это документ, по которому в советское время предоставлялось жильё. Сейчас этот документ сам по себе не имеет юридической силы, но на его основании заключается договор соцнайма. Бывают случаи, когда оказывается, что договор соцнайма  не оформлен, и старый советский ордер — единственное доказательство прав жильцов на проживание в квартире. Если эта бумага в семье не сохранилась, нужно получить архивную справку о его выдаче в органах местного самоуправления;
  •   документ о неиспользованном ранее праве на приватизацию (справка о неучастии в приватизации, которую выдают муниципальные власти, в Москве — департамент жилищной политики).

Пакет документов можно подать лично в МФЦ «Мои документы». В Москве легко это сделать онлайн — через официальный сайт правительства Москвы. Новый собственник получит квартиру по договору передачи, нотариального удостоверения он не требует, пошлину платить не надо. Процесс приватизации займёт 46 дней.

После оформления бумаг нужно зарегистрировать право нового владельца на квартиру. Сделать это можно также в регистрационной палате, на сайте «Госуслуги», в МФЦ «Мои документы» или отделении Росреестра.

Может ли приватизировать квартиру кто-то один, если там постоянно проживают несколько человек

Да, это тоже распространённая практика. По словам Светланы Красновой, нередко так поступают, если семья намеревается продавать квартиру.

  По договорённости между всеми членами семьи она может быть оформлена в собственность одного из них, чтобы уменьшить количество участников сделки и минимизировать расходы на её оформление (при долевой собственности на квартиру сделка купли-продажи подлежит обязательному нотариальному удостоверению). Но без согласия всех проживающих квартиру нельзя приватизировать даже по суду.

Какие могут возникнуть проблемы при приватизации

Случается, что человек не может подтвердить, что он раньше не участвовал в приватизации.

«Человеку необходимо подтвердить, что ранее он не участвовал в приватизации тех жилых помещений, в которых проживал и был зарегистрирован, — поясняет ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Аванесов.

— Следовательно, если в течение срока действия законодательства о приватизации (с 11 июля 1991 года) гражданин в какой-то период не был нигде зарегистрирован, возникает проблема в доказывании неучастия в приватизации. В этих случаях решение вопроса возможно в судебном порядке».

Ещё одной проблемой, с которой можно столкнуться, является отсутствие в жилищных органах ордера, на основании которого жилое помещение ранее было предоставлено человеку и без которого с ним не заключат договор социального найма. В этом случае также придётся доказывать свои права в суде.

Что изменится после приватизации жилья

После приватизации бывший квартиросъёмщик становится полноправным собственником жилья. Он может продать его, подарить, завещать, разделить на доли, сдать. Владельца нельзя выселить и снять с регистрации в его квартире.

Но владение подразумевает и несколько бОльшую ответственность за имущество и вовлечённость в управление им. Например, собственнику раз в год придётся платить налог на имущество (недвижимость), который составляет от 0,1% кадастровой стоимости квартиры (для объектов стоимостью до 10 млн руб.).

Кроме того, владелец должен ежемесячно платить взносы на капитальный ремонт дома (например, в Москве они составляют 17 руб. с 1 кв. м). А ещё участвовать в содержании общедомового имущества: платить за смену домофона в подъезде, услуги консьержа, совместно с другими собственниками принимать решения, касающиеся мест общего пользования в доме.

Ранее все эти заботы брало на себя, будучи собственником, государство.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Катя Симачёва

Источник: https://realty.yandex.ru/spravochnik/vse-chto-nuzhno-znat-o-privatizatsii-zhilya

Гражданское право

Иные способы приватизации

В довольно ограниченных рамках в качестве способа приватизации государственных и муниципальных предприятий сохранилась аренда их имущества с правом последующего выкупа, рассматривавшаяся еще в конце 80-х гг. как основной путь приватизации (“разгосударствления”).

Она допускается лишь в том случае, когда арендный договор с условием о выкупе был заключен до 17 июля 1991 г. (время вступления в силу ранее действовавшего Закона о приватизации предприятий) и содержит все условия о размере, сроке и порядке внесения выкупа (чего не требовало первоначально предусмотревшее такую возможность союзное законодательство об аренде).

Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ранее не имевшим в силу этого права на выкуп арендованного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке “коммерциализации” (п. 2 ст. 15 Закона о приватизации предприятий).

Наконец, арендованные самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, строения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными госпрограммами приватизации).

Во всех остальных случаях арендатор имущества приватизируемого предприятия (в роли которого обычно выступает юридическое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием и впоследствии участвовать в приобретении его акций. В этом случае арендатор публичного имущества получает теперь право первоочередного приобретения акций такого общества.

Кроме того, программами приватизации в настоящее время допускается приватизация некоторых видов имущества государственных или муниципальных предприятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) посредством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с правом выкупа, но по рыночной, а не по первоначальной (балансовой) стоимости (п. 8 ст. 20 Закона о приватизации). Таким образом, аренда с выкупом сохранилась только в качестве “остаточной” (от прежнего правопорядка) формы приватизации.

Приватизация путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23 Закона о приватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным или муниципальным участием.

По смыслу законодательства о приватизации доля публично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначе такая сделка не считается совершенной с надлежащим субъектом приватизации и может быть признана недействительной.

Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации также считалась особой разновидностью приватизации, ибо решение о ликвидации такого предприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о его приватизации (если, конечно, оно не входило в перечень запрещенных к приватизации предприятий).

Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущества в ходе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно на открытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных “имущественных лотов” (частей), а не целиком (в виде имущественного комплекса). Аналогичным образом продавалось (приватизировалось) и имущество государственных и муниципальных предприятий, оставшееся после их ликвидации и завершения расчетов с кредиторами.

Данный порядок не распространялся на случаи продажи имущества предприятий в результате их банкротства, а также на случаи продажи государственных предприятий – должников как единых имущественных комплексов.

Объекты незавершенного строительства (недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либо отдельные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие в состав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на их балансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после их выделения из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи на аукционах или по конкурсу либо путем создания на их базе открытых акционерных обществ с последующей продажей их акций. Незанятые (неиспользуемые) здания, строения, сооружения и помещения продавались на открытых аукционах и конкурсах вместе с земельными участками, на которых они расположены.

В настоящее время эти виды имущества как самостоятельные объекты приватизации должны приватизироваться в общем порядке одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Закона о приватизации.

Источник: https://isfic.info/civil1/grots117.htm

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Иные способы приватизации

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).

Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — ) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.

Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.

Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Иные способы приватизации

Иные способы приватизации

Особым способом приватизации государственного и муниципального имущества является внесение его в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций, выпущенных обществами при их создании либо дополнительно при увеличении своих уставных капиталов (ст. 25 Закона о приватизации). Оно осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти. При этом доля акций такого акционерного общества, находящихся в собственности публично-правового образования, не может быть менее чем 25% плюс одна акция.

В ряде случаев публично-правовые образования передавали принадлежащие им пакеты акций в доверительное управление коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям*(110).

Если договор доверительного управления такими акциями был заключен по результатам конкурса, а все его условия выполнены надлежащим образом, по истечении срока доверительного управления такими акциями, который не может превышать трех лет, бывший управляющий становится собственником находившихся в его доверительном управлении акций (п. 1 ст. 26 Закона о приватизации).

Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления, становясь, таким образом, разновидностью сделки, совершенной под отлагательным условием.

Отсутствие покупателей некоторых наименее привлекательных видов государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, вызвало к жизни новые формы (способы) их приватизации.

Акции открытых акционерных обществ, созданных на базе приватизированного имущества унитарных предприятий, теперь могут быть проданы не только на аукционах и по конкурсу, но и через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22 Закона о приватизации).

В случае, если аукцион по продаже приватизируемых объектов был признан несостоявшимся (а это, как известно, возможно прежде всего по причине участия в нем лишь одного участника), продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации).

В этой ситуации имущество продается лицу, первым подавшему заявку на его приобретение по начальной цене несостоявшегося аукциона. При отсутствии таких заявок осуществляется снижение цены приватизируемого имущества, которое продается первому подавшему заявку на его покупку по предложенной цене.

Такое снижение производится до заранее определенного минимального размера (“цены отсечения”).

Если же из-за отсутствия заявок покупателей не состоялась и продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, оно продается без объявления цены (ст. 24 Закона о приватизации). В данном случае предлагаемая цена продажи заранее вообще не определяется.

Предложения о приобретении такого имущества подаются претендентами в запечатанных конвертах (в “закрытой форме”) и имущество при наличии нескольких претендентов продается лицу, предложившему за него наибольшую цену, а при наличии нескольких одинаковых предложений – тому, кто раньше других подал заявку на его приобретение.

Как уже отмечалось, в 90-е гг. прошлого века в довольно ограниченных рамках в качестве самостоятельного способа приватизации государственных и муниципальных предприятий допускалась аренда их имущества с правом последующего выкупа.

Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не имевшим в силу отсутствия гражданской правосубъектности права на выкуп арендованного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке “коммерциализации”. Наконец, арендованные частными собственниками самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, строения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными государственными программами приватизации).

В остальных случаях арендатор имущества приватизируемого предприятия (в роли которого обычно выступало юридическое лицо, созданное его работниками) был вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием, получая в таком случае право первоочередного приобретения его акций. Программами приватизации допускалась также приватизация некоторых видов имущества государственных или муниципальных предприятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) посредством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с правом выкупа, но уже по рыночной, а не по первоначальной (балансовой) стоимости. Таким образом, аренда с выкупом сохранялась в качестве “остаточной” (от прежнего правопорядка) формы приватизации.

Приобретение гражданами в собственность занимаемых ими государственных и муниципальных жилых помещений регламентируется специальным законом. Оно осуществляется на безвозмездных началах путем заключения специального договора.

Законодательство допускает и покупку жилых помещений гражданами у публично-правовых образований.

Что касается приватизации земельных участков, то и она в ряде случаев также может осуществляться бесплатно, хотя общим правилом является их возмездное предоставление в собственность граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 28 ЗК) по договорам купли-продажи.

Дополнительная литература

Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.

Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. М., 2000.

Источник: https://studopedia.su/16_129409_inie-sposobi-privatizatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть