Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными

Содержание

Новый закон о самовольных постройках

Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными

1 ноября 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)», устанавливающий новые правила легализации самовольных построек.

Что такое самовольная постройка

Действующий в настоящее время пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет как самовольную постройку здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Законопроект уточняет понятие самовольной постройки.

Согласно подготовленным изменениям, к самовольным постройкам предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Какие постройки не будут признаваться самовольными

Из числа самовольных построек законопроектом исключаются здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними и (или) собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Введение этой нормы вызвано тем, что в отношении значительного числа зон с особыми условиями использования территории (например, охранная зона газопровода или охранная зона электросетей) отсутствовал публичный доступ к сведениям о таких зонах, их границах, ограничениях в использовании земельных участков в таких зонах.

Как привести самовольную постройку в соответствие с законом

Большая часть самовольных построек не соответствуют требованиям застройки. В связи с этим, законопроект предлагает ввести механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства.

Решение в случае несоответствия постройки установленным параметрам принимается судом.

Органом местного самоуправления такое решение может быть принято в случае, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории, при условии, что режим указанной зоны не допускает строительство такого объекта, либо в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия указанного разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Если возможно привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями, то органом местного самоуправления принимается решение о реконструкции объекта, а не решение о сносе.

Решение о сносе самовольной постройки

Решение о сносе самовольной постройки может быть принято:

  • Судом,
  • Органом местного самоуправления.

Действующая редакция статьи 222 ГК РФ позволяет органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки в случае:

— создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей,

— если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Законопроект уточняет случаи принятия органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки, предусмотрев в качестве оснований:

-отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок,

— отсутствие разрешения на строительство, если законодательством на дату начала создания постройки предусмотрена необходимость наличия таких документов).

В каких случаях решение о сносе самовольной постройки не может быть принято органом местного самоуправления

  • Законопроект запрещает органу местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом, либо в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.
  • Законопроект предусматривает, что в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или возведенного на садовом земельном участке жилого дома, садового дома решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями принимается только судом. Кроме того, вводятся ограничения на признание самовольными постройками указанных объектов, права на которые зарегистрированы до 1 марта 2018 г.
  • Законопроектом устанавливается запрет принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до даты вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок) или Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство).

В этих случаях принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.

Финансовые затраты по сносу самовольной постройки лягут на того, кто ее возводил. При этом, если найти застройщика невозможно, нести издержки по сносу или реконструкции здания придется собственнику земельного участка.

Решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 ГК РФ в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов, жилых строений, построенных на дачных, садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

1) права на такие объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 марта 2018 года;

2) параметры таких объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;

3) указанные объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащим на праве собственности или на ином праве собственникам таких объектов, жилых домов, жилых строений.

Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна

Источник: https://zen.yandex.ru/media/yaadvokat/novyi-zakon-o-samovolnyh-postroikah-5a65912777d0e60fcb311639

Самовольная постройка: дальнейшая перспектива реформы ст. 222 ГК РФ

Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными

Проект реформы вещных прав затрагивает в том числе институт самовольной постройки. Сейчас самовольная постройка является комплексным институтом, поскольку признаки самовольного характера определяются нормами как частного, так и публичного права.

Михаил Церковников, к.ю.н., доцент ИЦЧП им. С.С.

Алексеева при Президенте РФ, объяснил, какие возникают сложности, связанные с неоднородностью этого института, и какие изменения позволили бы решить некоторые проблемы, возникающие в сфере регулирования самовольной постройки.

Вопрос о самовольном строительстве урегулирован не только в России. В западных кодификациях он также обсуждается (например, в Германии и Франции). Но в зарубежном гражданском законодательстве регулируется только гражданско-правовой конфликт в отношениях по поводу самовольной постройки (то есть когда лицо неправомерно строит что-то на чужой земле).

Специфика регулирования самовольной постройки в России связана с тем, что долгое время вся земля была публичной и регулировать частно-правовой конфликт захвата чужой земли не имело смысла, так как все, что находилось на земельных участках, принадлежало изначально публично-правовому образованию. Современное законодательство лишь переняло принцип регулирования самовольного строительства из советского гражданского законодательства.

Признаки самовольной постройки: смешение частных и публичных начал

Говоря о самовольной постройке, необходимо перечислить ее признаки (ст. 222 ГК РФ):

  • постройка, отвечающая признакам недвижимого имущества, установленным в п. 1 ст. 130 ГК РФ, и возведенная или созданная на земельном участке, не представленном в установленном порядке;
  • возведена на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такой постройки;
  • возведена без получения на это необходимых согласований, разрешений;
  • возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, установленных на дату начала возведения самовольной постройки и действующих на дату выявления этой постройки.

Сейчас законодатель более четко, чем раньше, выделяет частно-правовой конфликт, когда земельный участок не предоставлен для строительства конкретного объекта.

Остальные признаки самовольности связаны с публичными требованиями в области строительства: если лицо возвело на предоставленном или на собственном земельном участке строение с нарушением вида разрешенного использования, который действовал на дату создания строения, либо у лица нет соответствующего разрешения на строительство или необходимых согласований, либо оно нарушило строительные нормы.

Таким образом, самовольность постройки определяется двумя видами пороков:

  • гражданско-правовой порок (когда лицо строит на земле, прав на которую не имеет);
  • публично-правовой порок (когда нарушается публичный порядок строительства или строение возводится не в соответствии со строительными правилами).

Самовольная постройка: неоднородность института

Можно заметить, что институт самовольной постройки является комплексным и сложно объяснить, почему его регулирование отражено именно в ГК РФ в блоке норм о приобретении права собственности.

На самом деле при наличии у строения любого из приведенных признаков последствием будет не возникновение права собственности на постройку, а по общему правилу — снос. Напомним, что с 2018 г.

введено правило о том, что самовольная постройка в некоторых случаях при определенных административных нарушениях после приведения ее в соответствие с законодательством может быть признана законным объектом недвижимости, принадлежащим лицу на праве собственности.

По мнению Михаила Церковникова, реализация принципа единого объекта недвижимости и других обсуждаемых изменений в сфере вещных прав не поможет полностью избавиться от проблем, связанных с регулированием самовольной постройки, так как часть признаков самовольной постройки относится к публичной сфере. Поэтому возможна ситуация, когда дом, построенный лицом на собственной земле и в соответствии со всеми строительными нормами, но без разрешения, не будет ему принадлежать на праве собственности.

Такое лицо теоретически может легализовать постройку. Легализация самовольной постройки происходит через признание права собственности в судебном порядке либо, как в случае с дачной амнистией, в административном порядке.

До прохождения этих процедур самовольная постройка с точки зрения действующего законодательства объектом гражданских прав не является.

Михаил Церковников считает, что это неправильно: появляются иски, предметом которых становится именно самовольная постройка, существует право на легализацию постройки при наличии определенных условий, поэтому самовольная постройка должна признаваться объектом гражданских правоотношений.

В суды обычно предъявляются два иска по поводу самовольной постройки: иск о сносе и иск о признании (то есть контртребование по отношению к первому, попытка легализовать объект). Удовлетворяя иск о признании самовольной постройки, суд, по сути, вводит объект в оборот (проверяет его безопасность, выполняет функции соответствующей комиссии).

Институт самовольной постройки является многоплановым, и его унифицированное регулирование невозможно (например, иск прокурора о сносе постройки в связи с нарушением норм безопасности и иск собственника соседского участка о сносе постройки в связи с нарушением его частных прав на землю в действительности имеют разную природу, но будут предъявляться на основании единой ст. 222 ГК РФ).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.12.

2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Обзор о самовольной постройке) был выработан подход, согласно которому нет единой самовольной постройки, дело рассматривается по-разному в зависимости от того, какое нарушение было совершено и в каком интересе предъявлен иск.

С точки зрения действия во времени ст.

222 ГК РФ применяется по-разному: при решении вопроса о том, признавать ли постройку самовольной, нужно смотреть закон, действующий на момент создания постройки, а при решении вопроса, признавать ли право на эту постройку, нужно применять ст. 222 ГК РФ и соответствующие правила, действующие на момент обращения в суд. То есть п. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ по-разному применяются с точки зрения действия во времени.

Отсутствие разрешения на строительство или необходимого согласования как признак самовольной постройки

Допустим, лицо возводит постройку на собственной земле при отсутствии разрешения на строительство. Поскольку отсутствие необходимого разрешения является самостоятельным признаком самовольной постройки, значит, является самостоятельным основанием для предъявления иска о сносе.

С другой стороны, для легализации постройки при буквальном прочтении ст. 222 ГК РФ наличие разрешения не требуется.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, если:

  • лицо имеет права на земельный участок;
  • на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Значит, если постройка отвечает всем названным условиям, иск о признании права на постройку должен быть удовлетворен.

Однако судебная практика дополнительно включила в перечень необходимых требований для легализации требование о наличии разрешения на строительство, потому что, в противном случае, лицо могло бы не получать разрешение на строительство и легализовывать постройку через суд. В практике ВАС РФ происходили серьезные колебания.

Сначала считалось, что если лицо делало попытки получить разрешение на строительство, но не смогло получить, то иск такого лица надо признавать. Но со временем стали возникать сложности с определением того, насколько добросовестно вело себя это лицо при обращении за получением разрешения.

В Обзоре о самовольной постройке написано, что для удовлетворения иска о признании права на постройку лицо, обращающееся с таким иском, должно на момент начала строительства или во время строительства иметь все необходимые документы, и только тогда оно будет считаться добросовестным. Весной 2011 г. Президиум ВАС РФ рассматривал дело, в котором никто не обращался за получением разрешения на строительство второго из двух возведенных зданий (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14057/10). Президиум признал право собственности на этот объект.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/427155/

Признание постройки самовольной: снос строения или порядок признания права собственности

Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными

В России часто встречаются самострои. Владельцы, которые их создают, должны знать о своих правах – тем более, что недавно были внесены изменения в статью 222 ГК РФ о самовольных постройках.

Расскажем подробнее о порядке признания строения самостроем, процедурах сноса и узаконивания самовольных сооружений.

статьи:

Что такое самовольная постройка – признаки

Самовольная постройка — это сооружение, строение, возведенное на земельном участке без соответствующей разрешительной документации или ведома владельца этого участка земли.

Подробнее мы рассматривали, что такое самовольная постройка, с сентября 2018 года стала действовать новая статья в Гражданском Кодексе.

Отметим, какими признаками может обладать самовольная постройка:

  1. Прежде всего, постройку засчитают самовольной, если она расположена на земле, не предназначенной для строительства. Об этом будет свидетельствовать вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Сооружение будет возведено без сопроводительной, разрешительной документации.

  3. Строение было создано с нарушением градостроительных, строительных норм, требований, правил.
  4. Постройка была возведена на участке, не предоставленном для этого по закону или по решению судебных органов.

Юридический статус самостроя – почему не стоит возводить самовольную постройку?

Заметьте, что самовольная постройка не может представлять жилое строение. Постройку признают самовольной, если она будет удовлетворять хоть один из вышеперечисленных признаков.

Порядок признания постройки самовольной, экспертиза и решение

Порядок признания постройки самовольной не изменен законодательством. Он представляет собой сложный процесс, который будет проходить в судебном порядке, или в некоторых случаях – без обращения в судебную инстанцию.

Рассмотрим, каков порядок признания постройки самовольной

Этап 1. Оформляется исковое заявление

Выступать в качестве истца может: орган местного самоуправления, прокурор или собственник земельного участка, на котором располагается строение.

Ответчиком по иску будет выступать собственник участка земли, если он возвел данное строение, или гражданин, который создал самовольную постройку.

Этап 2. Иск и документы подаются в суд

Доказательства самовола должны быть подтверждены документами. Заявитель должен подготовить их и подать вместе с иском в суд.

В какие суды можно обратиться?

  1. Суд общей юрисдикции. Права на данное обращение есть у прокурора, если при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства.
  2. Районный суд, по месту нахождения объекта.

Заметьте, что в исковом заявлении можно выдвинуть требования по сносу самовольного сооружения.

Этап 3. Рассматривается дело

В судебных разбирательствах могут участвовать все граждане, права и интересы которых были нарушены.

Этап 4. Внесение решения и получение исполнительного листа

В зависимости от выставленных требований, заявитель должен определить – нужно ли направлять исполнительный лист в службу судебных приставов.

Конечно же, если вопрос касался не только признания незаконности строения, но и выплаты компенсации пострадавшим, то лучше обратиться в ФССП.

Суд вправе вынести отказ по обращению гражданина. Чтобы постройку признали самовольной должны быть веские основания на это.

Кроме того, будет учитываться и то, сможет ли владелец земельного участка, или лицо, воздвигшее строение, оформить в собственность эту постройку.

Снос самовольных построек – основания для сноса и порядок выполнения

В соответствии со статьей 222 ГК РФ, самовольная постройка должна быть снесена. Решение о сносе могут вынести судебные органы – судебный порядок сноса сохраняется и в 2018-2019 годах.

Уполномоченные лица могут подготовить документацию, доказательственную базу – и потребовать через суд сноса самовольного сооружения.

Заметьте, наличие прав собственности на данную постройку не будет препятствием для обращения в суд и предъявления требований по сносу.

Важно: внесудебное решение может быть вынесено органом местного самоуправления в незамедлительном порядке, если самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан!

Ответчик должен исполнить решение суда или органов местного самоуправления по сносу.

Если он не выполнит требования, то истец вправе выполнить их за ответчика, но – не за свой счет. Расходы «ложатся» на плечи ответчика, который и должен был произвести снос самовольной постройки.

Можно ли узаконить самовольную постройку, в каких случаях – 2 веских основания для узаконения самостроя

Зарегистрировать постройку, как собственность, возможно. Однако построившему самовольное сооружение придется пройти судебный порядок, чтобы признать самострой своей собственностью.

Суд будет учитывать соблюдение одновременное соблюдение таких условий (часть 3 статьи 222 ГК РФ):

  1. Если самострой был возведен на участке, владелец которого имеет допускающие, разрешительные документы на создание данного объекта.
  2. Если постройка соответствует всем выдвинутым требованиям законодательства.

  3. Если сооружение не будет влиять на жизнь и здоровье граждан.
  4. Если сохранение постройки не нарушит права и интересы россиян.

Стоит понимать, что просто так обратиться для узаконивания постройки в собственность нельзя.

Для этого необходимы веские основания.

Перечислим их:

  1. Арендатор государственной или муниципальной земли должен иметь документацию, в которой будет прописано, что строительство самовольной постройки разрешено.

    Конечно же, данное разрешение не должно нарушать российских законов, а также прав и интересов граждан.

  2. Собственник должен пожизненно владеть земельным участком, на котором разместил самострой.

    Получится, что постройка была создана на частной собственности.

В других случаях и при других обстоятельствах также потребуется решение суда.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку – документы, сроки, права владельца

Признать самострой своей собственностью возможно только через судебные органы. Ранее это было возможно во внесудебном порядке, теперь же, с 2018 года, право собственности может наступить по суду.

Запомните, что право возбудить дело об узаконении самостроя есть у того гражданина, на участке которого был возведен этот самострой.

Рассмотрим, каков порядок признания права собственности на самовольное строение.

1. Гражданин подготавливает документационный пакет

Документация в суд для признания права собственности на самовольную постройку в 2018-2019 годах:

  1. Документы, подтверждающие факт возведения истцом самовольной постройки (документы, подтверждающие расходы на строительство, договоры подряда и акты приемки работ по строительству).
  2. Документы, свидетельствующие о том, что права на данный объект не принадлежат третьим лицам (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
  3. Документы, содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес (выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности).
  4. Документы, подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам (заключения экологического аудита, документы государственных органов охраны окружающей природной среды, заключение технического обследования).
  5. Иные документы, подтверждающие, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц (письма владельцев соседних земельных участков).

Данный перечень является приблизительным. В зависимости от конкретных обстоятельств, могут понадобиться другие бумаги.

4. Затем истец участвует в судебных заседаниях

Его права может представить адвокат. Наши опытные юристы грамотно и быстро отстоят ваши права, обращайтесь!

5. По результатам гражданин получает решение или постановление суда, исполнительный лист

Обычно в таких судебных делах назначаются строительно-технические экспертизы или экспертизы по пожарной безопасности, поэтому срок рассмотрения может затянуться от 2 месяцев – до полугода, или даже больше.

Если же экспертиза не требуется, то иск рассмотрят быстро — в течение 2-3 месяцев.

Бывает и такое, что суд выносит частично удовлетворительное решение по вопросу узаконения.

Например, это возможно, когда требуется привести в соответствие нормам законодательства постройку.

После исправления недочетов истцу вновь придется обращаться в суд.

Есть ли исковая давность по сносу самовольных построек и признания права собственности на самострой?

В соответствии со статьей 208 ГК РФ, исковая данность в вопросе сноса или узаконивания постройки в собственность не распространяется.

Исковое заявление о сносе в судебные инстанции может быть подано в защиту прав собственника земельного участка, который не был лишен прав владения этой землей.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/1205-priznanie-postrojki-samovolnoj-snos-stroeniya-ili-poryadok-priznaniya-prava-sobstvennosti.html

Снести нельзя признать право собственности

Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными

3 августа 2018 г.

Президент РФ подписал Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”» в части уточнения положений о самовольных постройках (далее – Закон № 339-ФЗ) и Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Самовольные постройки обрели шанс на легализацию – мера по их сносу будет крайнейПрезидент подписал пакет поправок в законодательство, регламентирующих вопросы правового статуса и дальнейшей судьбы самовольных построек

Нововведения Закона № 339-ФЗ во многом закрепляют достижения судебной практики последних лет и направлены на стимулирование добросовестного поведения участников отношений и «легализацию» объектов самовольного строительства в случаях, когда это не нарушает права третьих лиц и общественные интересы. Положения Закона № 340-ФЗ, касающиеся отношений по самовольному строительству, связаны в основном с изменениями процедурного регулирования.

Основные новеллы законов состоят в следующем.

Фактически вводится фигура добросовестного застройщика

Если лицо не знало и не могло знать о действии установленных законом ограничений по использованию земельного участка, то принадлежащая ему постройка, возведенная с нарушением таких ограничений, не является самовольной. Такое лицо в тексте Закона № 339-ФЗ прямо именуется собственником соответствующего объекта, а не «лицом, осуществившим самовольную постройку».

Вводится механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями

Раньше закон предусматривал два варианта судьбы самовольной постройки: снос или признание права за лицом, имеющим титул на земельный участок.

В то же время на практике встречались ситуации, когда суд не считал справедливым принять решение ни о сносе, ни о признании права собственности на самовольную постройку и отказывал в удовлетворении обоих – основного и встречного требований, «подвешивая» ситуацию.

Закон № 339-ФЗ закрепляет возможность принятия судом (или в определенных случаях органом местного самоуправления) решения о сносе либо о сносе или приведении постройки в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом («установленные требования»).

При этом, как следует из положений Закона № 340-ФЗ, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, определенном гл. 6 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, законодательно вводится еще одно основание для легализации постройки – исполнение решения о приведении ее в соответствие с установленными требованиями (новый п. 3.2 ст. 222 ГК РФ в редакции Закона № 339-ФЗ).

Кроме того, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями является новым основанием для признания права собственности на нее по иску собственника земельного участка или лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями принимается органами местного самоуправления

Законодатель модифицирует систему оснований для принятия решения о сносе в отношении самовольных построек, сужая в целом сферу «административного сноса». Так, органом местного самоуправления может быть принято:

  • решение о сносе в случае: а) возведения постройки при отсутствии необходимых в соответствии с законом правоустанавливающих документов;

    б) возведения постройки с нарушением вида разрешенного использования (далее – ВРИ) на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования;

  • решение о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями в случае возведения постройки с нарушением ВРИ земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства, или в случае отсутствия разрешения на строительство.

Как отмечалось, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции. При этом остается неясным, каким образом будет производиться приведение в соответствие с установленными требованиями постройки, возведенной без обязательного разрешения на строительство в отсутствие иных нарушений.

Важно отметить, что законодатель выводит из-под действия административного порядка принятия решения следующие объекты:

  • постройки, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
  • объекты, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРН и/или признаны судом либо по которым ранее судом было отказано в сносе;
  • объекты, созданные до 14 мая 1998 г., которые могут быть признаны самовольной постройкой в связи с отсутствием разрешения на строительство;
  • объекты, построенные до вступления в силу Земельного кодекса РФ;
  • многоквартирные, жилые или садовые дома, а также созданные до 1 сентября 2019 г. на дачных и садовых участках жилые дома и жилые строения.

Вместе с положением о невозможности принятия решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями объектов индивидуального жилищного строительства, предусмотренным п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г.

№ 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции Закона № 339-ФЗ, такие законодательные ограничения представляются особенно важными в связи с появлением новой санкции в виде принудительного изъятия земельного участка у собственника, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, одностороннего отказа от договоров аренды и ссуды земельных участков и возможным установлением административного штрафа (проект федерального закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)», принятый в первом чтении Государственной Думой).

Устанавливается возможность изъятия земельного участка, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды, ссуды земельного участка, если в отношении самовольной постройки на нем не выполнены обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями

Принципиально новое положение Закона № 339-ФЗ позволяет в принудительном порядке изъять земельный участок у собственника.

Такая санкция применяется в случае, если на земельном участке располагается самовольная постройка, в отношении которой было принято (как в судебном, так и в административном порядке) решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, и соответствующее решение не было исполнено.

При этом из суммы компенсации за изъятие земельного участка вычитаются, помимо прочего, затраты на выполнение работ по сносу или приведению в соответствие. Согласно Закону № 340-ФЗ отчуждение участка осуществляется путем продажи его с публичных торгов.

В случае если на земельном участке расположены иные объекты капительного строительства, осуществляется раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к земельным участкам, отчуждение земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

Законом № 340-ФЗ предусмотрено, что возведение самовольной постройки или неисполнение обязанности по сносу или приведению в соответствие является также основанием для прекращения в одностороннем внесудебном порядке прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды или безвозмездного пользования (ссуды).

При этом в случае, если на земельном участке расположены иные объекты капитального строительства, земельный участок должен быть разделен в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если раздел участка без нарушения требований к участкам невозможен, прекращение прав и договора аренды в указанном порядке не допускается.

Предусмотрена допустимость предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой

Положения Закона № 340-ФЗ позволяют предоставлять земельный участок, находящийся в публичной собственности, с расположенной на нем самовольной постройкой.

При этом обязательным является включение в договор аренды или ссуды условия об осуществлении арендатором или ссудополучателем сноса самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.

Неисполнение такой обязанности является самостоятельным основанием для прекращения договора в одностороннем внесудебном порядке.

Запрет легализации самовольной постройки «задним числом»

Закон № 340-ФЗ содержит положения, которые препятствуют легализации самовольной постройки путем «приспособления» под ее характеристики действующих правовых актов.

Так, с момента поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки и до момента направления ответного уведомления об отсутствии признаков самовольной постройки либо вступления в законную силу судебного решения, которым отказано в сносе постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, запрещается:

  • внесение в правила землепользования и застройки изменений, которые устанавливают ВРИ и предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, которым соответствуют ВРИ и параметры самовольной постройки;
  • предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, или в отношении самой постройки;
  • предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в отношении участка, на котором расположена самовольная постройка.

Оценивая закон в целом, безусловно, почти революционным шагом можно считать введение возможности приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В то же время пока неясно, является ли новый закон либерализацией или, по сути, ужесточением действующего регулирования.

Например, напомним, раньше п. 4 ст. 222 ГК РФ предусматривал возможность сноса самовольной постройки в административном порядке в случаях, когда земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ может быть истолкована в том смысле, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе в административном порядке созданных до 14 мая 1998 г.

объектов, единственным нарушением при строительстве которых является отсутствие разрешения на строительство независимо от расположения в зоне с особыми условиями использования территорий. При этом делать это можно будет не только в отношении объектов на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Если есть угроза жизни и здоровью граждан, решение об «административном» сносе можно принять и в отношении постройки на частной земле. В таком случае оборот может ждать новая волна «административного» сноса.

Также требует дополнительной проработки положение об изъятии земельного участка у частного собственника. Новые положения предусматривают раздел земельного участка, занятого самовольной постройкой, только в случае, когда на нем расположены иные объекты.

Таким образом, фактически вводится возможность изъятия у частного собственника земельного участка любого размера, даже если самовольная постройка занимает только небольшую его часть.

Учитывая, что приведение самовольной постройки осуществляется в порядке ее реконструкции и потребует прохождения множества административных процедур, высок риск, что застройщик не уложится в сроки приведения постройки в соответствие с установленными требованиями. Это, в свою очередь, приведет к инициированию процедуры изъятия всего участка.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/snesti-nelzya-priznat-pravo-sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть