Запрет на приватизацию земельных участков

Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат) – в 2020 году

Запрет на приватизацию земельных участков

Приватизация территориальных наделов представляет собой способ получения земли в личное пользование от государства или местных муниципалитетов. Рассматриваемая процедура проводится в соответствии с федеральным законодательством.

Для понимания особенностей того, приватизация каких земельных участков запрещена, необходимо ознакомиться с нормами законодательства, с важными моментами, с перечнем земель, а также с возможностями законного оформления собственности и стоимостью совершаемой процедуры.

Что говорит закон

Исчерпывающий список земельных участков, изъятых из постоянного оборота и не подлежащих участию в приватизационных процедурах, указан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Среди земель, включенных в перечень, требуется выделить следующие:

  • государственные природные заповедные зоны;
  • федеральные парки;
  • объекты, находящиеся в распоряжении Вооруженных сил РФ;
  • объекты ФСБ;
  • гражданские захоронения;
  • сооружения инженерного типа;
  • коммуникационные линии.

Стоит отметить, что ни при каких условиях не сможет быть проведена приватизация земель, размещенных в пределах береговой линии каждого конкретного водоема.

Помимо прочего, происходит ограничение оборота лесного фонда. Полная информация об этом содержится в статье 27 Земельного Кодекса РФ.

Решение о возможности проведения приватизации принимается уполномоченными органами местного самоуправления.

Важные моменты

Приватизацией является передача государственной или муниципальной собственности в личное пользование заинтересованного гражданина или компании. Что касается обратного процесса, то он носит название национализации или муниципализации. Процедура может быть скрытой или частичной.

В первом случае происходит аренда государственного имущества на длительное время с учетом соблюдения всех юридических норм.

Что касается частичной формы, то в этих рамках происходит распродажа определенных частей территориального надела.
Законодательство устанавливает, что некоторые земельные участки изъяты из оборота.

В основном это касается заповедных зон и мест, отведенных под общее использование.

Приватизация каких земельных участков запрещена

Действующее земельное законодательство определяет специальный перечень, который содержит в себе информацию о том, какие земельные участки не подлежат приватизации.

Согласно Федеральным Законам и прочим нормативным актам, оформить право собственности нельзя на следующие категории территориальных наделов:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Пределы береговой полосы

Запрет на приватизацию участков земли, располагающихся в пределах береговой полосы, определяется в нормах статьи 27 Земельного Кодекса РФ.

Также закрепление такого норматива проводится в соответствующем Водном Кодексе Российской Федерации. Ограничения могут быть распространены только на те участки, которые имеют протяженность около 20 метров от берега.

Рассматриваемое ограничение в первую очередь обуславливается массовостью использования земли. Стоит отметить, что для отдельных земельных объектов ширина участка может быть ограничена 5 метрами.

Заповедники и природные парки

Известно, что территориальные наделы, расположенные в границах природных и заповедных зон, были изъяты из общего оборота на основании постановлений Правительства РФ и норм Земельного Кодекса. Помимо прочего рассматриваемое ограничение в полной мере прописывается в Федеральном Законе о порядке приватизации федеральных и муниципальных имущественных объектов.

В любом случае, заповедные зоны не могут быть на законных основаниях переведены в частную собственность, а за самовольное использование предусматривается административное или уголовное наказание.

Пруды и обводненные карьеры

Земельный Кодекс, а точнее статья 27 вводит запрет на осуществление приватизационной процедуры с участием земель, на которых расположены пруды. Для таких территориальных объектов в обязательном порядке должна быть определена граница земли, отведенной для общего использования.

Определенные территориальные разграничения не могут использоваться для приватизации, хотя уже после установленных пределов вся отведенная земля может использоваться для перевода в частную собственность.

Земли общего пользования

Действующее федеральное законодательство устанавливает, что земельными участками.

Предназначенными для общего использования населения, являются те, на которых размещаются:

  • площади;
  • улицы;
  • дорожные проезды;
  • транспортные развязки;
  • набережные зоны;
  • парки и скверы;
  • бульвары;
  • общественные пляжи и так далее.

Важно отметить, что вышеуказанный перечень земель не может являться исчерпывающим, в силу его постоянного пополнения на законодательном уровне.

В целом, к рассматриваемой категории территорий могут быть отнесены все участки, находящиеся в муниципальном или государственном фондах и которыми пользуется неограниченное количество граждан.

Особо охраняемые и другие категории

Особо охраняемые участки входят в ограниченный список земель, не участвующих в обороте. Этот список в полной мере устанавливается нормами Земельного Кодекса РФ.

К ним могут быть отнесены следующие территории, находящиеся в непосредственной муниципальной или федеральной собственности:

  • те, которые располагаются в охраняемых зонах;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • в пределах расположения водных ресурсов;
  • на которых размещаются объекты культурного наследия Российской Федерации, а также памятники, включенные в перечень всемирного наследия, культурные заповедники и зоны археологических раскопок;
  • предоставленные Вооруженным Силам РФ для размещения оборонительных систем, обеспечения безопасности граждан, распределения строений, относящихся к оборонной промышленности и для нужд таможни;
  • размещенные в закрытых и секретных муниципальных образований;
  • предоставленные для реализации нужд муниципальных транспортных организаций, в том числе тех, которые занимаются речными, морскими или воздушными перевозками;
  • отведенные под размещение объектов навигационного обеспечения воздушного движения;
  • предоставленные под использование организациям, занимающимся поставкой связи;
  • занятые объектами, входящими в состав гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства или захоронения химических веществ.

Какие земли можно оформить в собственность и сколько это будет стоить

В соответствии с нормативами действующего законодательства, регламентирующего дачную амнистию, действие которой продолжается до марта 2015 года, некоторые земельные участки могут быть приватизированы с использованием упрощенного порядка.

Это особенно актуально для тех ситуаций, когда территориальный надел был предоставлен в пользование гражданина до 2001 года. Процедура абсолютно бесплатная до окончания действия Закона.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Следующие категории земель могут быть предоставлены заинтересованным сторонам для совершения приватизационной процедуры:

Оформление официальных прав собственности на вышеназванные земельные участки является достаточно простой процедурой. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение государственного регистрационного органа и предоставить установленный пакет документации, в который входит кадастровый паспорт на объект и любое свидетельство, подтверждающее факт выделение участка в пользование.

Важно помнить о том, что актуальный закон о бесплатной приватизации действует до марта 2020 года. После окончания установленного срока приватизация станет платной, и ее фактическая стоимость будет определяться в прямой зависимости от рыночной цены и прочих параметров. Однако, существует вероятность продления программы до 2010 года.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/privatizacija-kakih-zemelnyh-uchastkov-zapreshhena/

Можно ли приватизировать земельный участок

Запрет на приватизацию земельных участков

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Приватизация земельных участков гражданами

Запрет на приватизацию земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

https://www.youtube.com/watch?v=nMnayBARv08

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Чем грозит проект приватизации земель нацпарков

Запрет на приватизацию земельных участков
Снежный барс на территории национального парка «Сайлюгемский» в Кош-Агачском районе Республики Алтай. WWF/Мерген Марков

13 октября 2020 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект закона, открывающего дорогу к приватизации земель национальных парков и позволяющего исключать и состава нацпарков те или иные территории.

Речь идет о законопроекте № 974393-7, внесенном сенатором-единороссом Еленой Зленко. В проекте заложены две ключевые идеи:

  1. разрешить передавать земельные участки из федеральной собственности в собственность регионов или муниципалитетов;
  2. предоставить Правительству РФ по представлению Минприроды РФ изменять границы национальных парков.

Разберем каждую из этих идей подробнее.

«Да» приватизации?

На сегодняшний день национальные парки разновидность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. При этом нацпарки отличаются от заповедников, тем что внутри них выделяется нескольких зон с различным правовым регулированием.

В частности, в границах нацпарка могут существовать так называемые зоны хозяйственного назначения.

Это зоны, в границах которых «допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка» (ст. 15 Закона об ООПТ).

Поясним, что национальные парки — это огромные территории, внутри которых подчас находятся целые города. Земли таких населенных пунктов являются по закону землями ООПТ со всеми вытекающими последствиями в виде многочисленных запретов и ограничений.

Одним из таких ограничений является прямой запрет на приватизацию земли, а также на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Законопроект предполагает снять запрет на предоставление участков под эти цели, при условии, что такие участки находятся в границах населенных пунктов, а сами границы внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предполагается, что вначале участки будут передаваться из федеральной собственности регионам или муниципалитетам, которые, в свою очередь, будут предоставлять участки частным лицам.

По мнению авторов законопроекта, снятие запрета продиктовано неоправданно жесткими ограничениями, налагаемыми законом на жителей населенных пунктов внутри нацпарков. Такие ограничения делают невозможным нормальное ведение хозяйствования, препятствуют строительству инфраструктуры (школы, больницы и т.д.).

Вид на 98 километр Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), проходящей через национальный парк Лосиный остров. Максим Блинов / РИА Новости

Несмотря на то, что проблема излишне жесткого регулирования ООПТ существует, предлагаемый путь решения видится несколько странным.

Во-первых, почему-то авторы проекта предлагают точечное решение, касающееся только национальных парков.

Между тем, как справедливо указывал в заключении по законопроекту председатель профильного комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным ресурсам Николай Николаев, аналогичная проблема существует и для других ООПТ. 

Во-вторых, возможность предоставления участков для садоводства и ИЖС никак не способствует поддержанию инфраструктуры, то есть строительству школ и больниц, о которых при обсуждении законопроекта так вдохновенно рассказывал единоросс Алексей Канаев. 

В-третьих, разрешение строительства частных домов внутри расположенных на территориях нацпарков населенных пунктов возможно и без приватизации, например, на условиях аренды. Как юрист-практик могу сказать, что государство часто не может ничего поделать даже с арендатором, нарушающим экологические требования, что уж говорить о собственнике.

Передел территории нацпарков

Вторая заложенная в законопроекте идея — предоставить Правительству полномочия изменять границы нацпарков — вызывает не меньше вопросов.

Действующая редакция ст. 14 Закона об ООПТ предоставляет Правительству только право создавать и расширять границы нацпарков. Понятно, что такое ограничение вызывает яростное сопротивление многих бизнесменов и примкнувшим к ним чиновников.

Чего стоят непрекращающиеся попытки Минприроды вывести месторождение Чудное из состава нацпарка «Югыд Ва» в Коми. Если кто не знает, данное месторождение было предоставлено около десяти лет назад частной компании «Голд минералз».

С тех пор Прокуратура и экологи с одной стороны, а Минприроды с другой, ведут непрекращающуюся битву за право нацпарка оставаться самим собой. 

В 2014 году Верховный Суд РФ встал на сторону экологов, признав незаконным изменение границ нацпарка. Однако борьба продолжается.

В частности, 1 сентября 2020 года был опубликован проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий коварный ход — с одной стороны, территория нацпарка увеличивается почти на 192 тысячи гектаров, с другой — под шумок, из самой середины территории нацпарка вырезается кусок, занятый месторождением Чудное. Такая вот двухходовка. И это только один из примеров, а сколько других? 

Ведь нацпарки — это и Лосиный Остров в Москве, где до сих пор не прекращаются попытки хитрыми путями провести через парк Северо-Восточную хорду, и многие другие. 

Национальный парк «Лосиный остров». Лось среди берез. Юрий Кавер / РИА Новости

Авторы законопроекта предлагают разрешить Правительству РФ по представлению Минприроды изменять границы нацпарков. При этом условий такого изменения всего два: 

  1. недопущение уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования нацпарков;
  2. предварительные общественные и публичные слушания.

Относительно первого условия — мы уже увидели как под видом расширения территории нацпарка вырезаются «вкусные» куски. Что же касается слушаний то, отсутствие механизма их проведения, помноженное на необязательность итогов слушаний, превращает декларируемое средство защиты в фиговый листок.

Получается, что Правительство РФ получит неограниченную возможность в одночасье произвольно нарезать границы нацпарка как душа пожелает.

Кому выгодно

Интерес к землям нацпарков колоссальный, а бюджеты интересантов поражают воображение. Поэтому необычайно спешное принятие данного закона наводит на мысль, что кому-то очень нужно решить конкретный вопрос с конкретным нацпарком, причем быстро. 

Интересный факт: при обсуждении законопроекта 13 октября спикер Госудумы подчеркнул, что в связи с пандемией рассматриваться будут только важнейшие вопросы, не терпящие отлагательства, в том числе данный проект. Предложение депутата Валерия Гартунга перенести рассмотрение проекта, чтобы обсудить его в спокойной обстановке, понимания не нашло. Печальный итог — проект принят в первом чтении. Ждем второго.

Статус ООПТ до недавнего времени позволял защищать природные богатства уникальные территории от уничтожения — так произошло с шиханом Куштау в Башкирии и с районом Лесная поляна в Кемерово. Но рассматриваемый законопроект ставит будущее нацпарков и других ООПТ под вопрос.

Источник: https://ecosphere.press/2020/10/19/chem-grozit-gotovyashhayasya-privatizaczii-zemel-naczparkov/

Случаи запрета приватизации земельных участков

Запрет на приватизацию земельных участков

13.12.2016

Отказ на оформление земельного участка в собственность (приватизацию земельного участка) , находящегося в муниципальной либо государственной собственности, может быть получен пользователем в тех случаях, если федеральным законодательством установлен запрет на передачу в собственность.

Юридические услуги Московской областной земельной компании основаны на таких ситуациях.

Случаи, в которых невозможно оформление прав собственности земельных участков оговорены в Земельном Кодексе РФ (далее ЗК РФ) и в принятых федеральных законах в его развитие.

Не вправе в своих нормативных актах устанавливать другие случаи запрета на приватизацию земельных участков и субъекты РФ, и органы местного самоуправления.

Установленный ЗК РФ запрет на приватизацию относится к:

  • Земельным участкам, которые расположены на береговой полосе, которая установлена Водным Кодексом РФ (далее ВК РФ). Подобный запрет обусловлен ВК РФ, согласно которому береговая полоса предназначена для пользования общего характера. При этом она является полосой земли вдоль границы водного объекта, находящегося в общем пользовании. Также следует знать, что ширина такой береговой полосы составляет 20 метров. Береговая полоса каналов, ручьев и рек, длина которых не более 10-ти километров составляет 5 метров. Ширина береговой полосы не определена для таких водных объектов, как ледники, болота, родники, гейзеры, снежники и др.
  • Земельным участкам, в пределах которых находятся обводненные карьеры либо пруды. А эти водные объекты в соответствии с ВК РФ, ЗК РФ, ГК РФ могут отчуждаться вместе с земельными участками, на которых они расположены. Под территориями общего пользования необходимо понимать те территории, которыми может беспрепятственно пользоваться различный круг лиц. Например, улицы, набережные, площади, проезды, бульвары, скверы и др.
  • Земельным участкам общего пользования, которыми в соответствии с ЗК РФ являются участки, которые в свою очередь заняты улицами, площадями, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, проездами, скверами, пляжами, водными и другими объектами. К участкам общего пользования можно также отнести земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, которыми в свою очередь может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. Земли, которые прошли процесс оформления земли в собственность, к участкам общего пользования относиться не могут, в соответствии с ЗК РФ. Земельные участки, которые заняты объектами общего пользования и переданные муниципальным организациям исключительно для обеспечения неограниченного доступа к подобным объектам и содержания таких земель не теряют статус земли общественного пользования. Землями общего пользования в соответствии с ГК РФ являются непосредственно земельные участки, исключительно которые находятся в муниципальной либо государственной собственности и не закрыты для общественного доступа. Если на земельном участке имеются возведенные объекты: здания, сооружения, строения, которые не являются объектами общественного пользования, то согласно ГК данная земля относиться к землям общего пользования не может.
  • Земельным участкам, которые находятся в государственных национальных парках и природных заповедниках, такие земли изъяты из оборота.

Кроме ЗК РФ, установлен запрет на приватизацию земельных участков в различных федеральных законах, таких, как, например, ФЗ «О приватизации муниципального и госимущества». Юридические услуги компании полностью раскрывают тему таких федеральных законов. В ФЗ идентичен и перечень земельных участков, оформление права собственности на которые запрещено.

ЗК РФ, которым в свою очередь установлены списки участков, оформление права собственности на которые ограничено и участков, оформление права собственности на которые запрещено, т.е. приватизация данных земельных участков запрещена.

Согласно представленному выше федеральному закону оформлению прав собственности не подлежат следующие земельные участки:

  • Земельные участки, которые входят в лесной фонд.
  • Земельные участки, которые входят в водный фонд.
  • Земельные участки, в состав которых входят особо охраняемые природные территории и объекты.
  • Земельные участки, земля на которых заражена опасными веществами либо они подвергались биогенному заражению.
  • Земельные участки общего пользования.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, которые в свою очередь зарезервированы для муниципальных либо государственных нужд.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, предназначенных для транспорта и обеспечения деятельности, связанной с ним, например, деятельности в морских, речных портах, либо земель, отведенных для развития подобного рода деятельности.
  • Земельные участки, которые не подлежат отчуждению по действующему законодательству РФ.

Источник: https://oblzemli.ru/privatizaciya/zapret-na-privatizatsiyu-zemelnykh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть