Земля приватизация собственность

Содержание

Приватизация земельных участков гражданами

Земля приватизация собственность

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Федеральный закон о приватизации земельных участков

Земля приватизация собственность

К таковым относятся:

  • изъятые из оборота земли;
  • зарезервированные для муниципальных или государственных нужд участки.

Закон Все отношения, связанные с оборотом земельных участков, в частности порядка их передачи в частную собственность, регулируется сразу несколькими нормативными актами: Согласно закону о приватизации участки земли, находящиеся под недвижимыми объектами, законно принадлежащими гражданам, должны быть взяты в аренду либо приватизированы. В той же статье указывается, что отказ в выкупе, по общему правилу, не допустим. Отказать в приватизации возможно только в строго оговоренных в законе случаях

. Безвозмездная передача земельных участков в пользование прекратилась после начала действия Земельного кодекса.

Приватизация земельного участка: все тонкости процедуры оформления

Также закрепление такого норматива проводится в соответствующем Водном Кодексе Российской Федерации. Ограничения могут быть распространены только на те участки, которые имеют протяженность около 20 метров от берега

. Рассматриваемое ограничение в первую очередь обуславливается массовостью использования земли.

Стоит отметить, что для отдельных земельных объектов ширина участка может быть ограничена 5 метрами. Заповедники и природные парки Известно, что территориальные наделы, расположенные в границах природных и заповедных зон, были изъяты из общего оборота на основании постановлений Правительства РФ и норм Земельного Кодекса

. Помимо прочего рассматриваемое ограничение в полной мере прописывается в Федеральном Законе о порядке приватизации федеральных и муниципальных имущественных объектов.

Законодательное регулирование приватизации

Приватизацией дачного участка называется оформление на данную землю прав собственности. Порядок и особенности приватизации дачных земель регулируются следующими федеральными законами:

  • ФЗ № 93 («дачная амнистия»);
  • ФЗ № 137.

Закон № 137 устанавливает порядок приватизации земель, выданных гражданам до 2001 года, а законодательный акт о «дачной амнистии» вносит существенные упрощения в процесс оформления бумаг для граждан, желающих приватизировать свои наделы.

Приватизировать можно дачные земельные наделы, которые находятся у граждан на правах:

  • Аренды у городских властей;
  • Бессрочного использования;
  • Членства в дачном товариществе;
  • Пожизненного владения.

Земли для дачного хозяйства, переданные некоммерческим кооперативам после 2001 года, приватизируются за плату.

Когда возможна и зачем нужна приватизация земельных участков?

Внимание

Многие задаются вопросом – а нужна ли она вообще – приватизация? К примеру, в свое время была приобретена земля на правах пожизненного наследуемого владения. Однако, такое право ограниченное и распоряжаться таким наделом нельзя

.
На этом участке был построен дом, который впоследствии хозяева приватизировали
.

В таком случае судьбу земли тоже нужно решить. При необходимости можно будет продать дом вместе с участком земли как собственник. Такое понятие, как «бесплатная приватизация» характерно для случаев, когда надел предоставлялся государством до 2001 года и право собственности не было оформлено

. Помимо этого, на бесплатную приватизацию могут рассчитывать желающие приобрести право собственности на дачный участок. Платную приватизацию проводят для категории граждан, получивших право пользования или владения на земли после 2001 года.

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

  • Бессрочного пользования;
  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Предоставления в безвозмездную или возмездную аренду.

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Религиозные организации, зарегистрированные в качестве таковых в Минюсте, могут бесплатно приватизировать те земли, на которых находятся постройки, принадлежащие таким организациям на правах собственности (часть 2 ст. 39.5 ЗК РФ).

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Приватизация земельного участка

Какие документы понадобятся Для приватизации земельного участка потребуется целый пакет документов Оформление прав собственности на участок земли требует подготовки целого пакета документов:

  • заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету;
  • документ, подтверждающий личность обратившегося;
  • в том случае, когда необходимые бумаги подаются не самим заявителем, а его доверенным лицом, необходимо предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.документ, определяющий права заявителя на испрашиваемый им участок;
  • кадастровый паспорт данного участка, либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
  • выписка из ЕРГП о правах заявителя на интересующий его земельный участок, а также расположенных на нем объекты недвижимости.

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Без наличия права собственности перечисленные действия или невозможны, или сопровождаются рядом трудностей.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/privatizaciya-zemelnyh-uchastkov-zemelnoe-pravo.html

Порядок регистрации права собственности на участок земли

Земля приватизация собственность

Приватизация земельного участка – это отчуждение недвижимого имущества на возмездной основе. Федеральное законодательство регламентирует процесс реализации и является основой для законного проведения процедуры.

Приватизация подразумевает переход права постоянного пользования объектом от государственного распорядка к конкретному гражданину Российской Федерации.

Право пользования переходит к физическому или юридическому лицу, по законодательству оба варианты легальны, имеют юридическую, правовую базу.

Основания для получения права собственности

Приватизировать землю может каждый гражданин РФ, законами предусмотрена правовая сторона процесса. Процедура имеет нюансы, специфику, для ознакомления с которой посещают нотариуса, юриста.

Решением правительства была изменена бесплатная процедура приватизации. С 1 марта 2018 года взять в собственность участок земли можно, только оплатив госпошлину, стоимость процедуры. Оформить в собственность землю под домом на бесплатной основе можно до указанного срока, после требуется консультация юриста, разъяснения.

Приватизации подлежат территории:

  1. Участки под строениями, которые были приобретены собственниками до момента вступления в действие земельного законодательства. Пункт не касается самовольных строений на земельных территориях.
  2. Имеется договор аренды на пользование конкретным участком, предназначение земли: индивидуальное пользование, ведение хозяйственной деятельности.
  3. Свидетельство, предоставленное правом бессрочного пользования, получение права на безвозмездное наследуемое имущество.
  4. Земли, которые были получены пользователями для личного использования: садовые наделы, дачные участки, земли для огородничества

Не все земли подлежат приватизации, законом определены категории территорий, которые не подлежат личному пользованию. Земли государственного значения, муниципальные территории не могут законно переходить в права собственности юридических, физических лиц.

Правовые аспекты имеют законодательную базу, основываются на Земельный кодекс РФ, федеральное законодательство о приватизации, земельном распределении. Учитывая нововведения, земли, находящиеся под недвижимостью, должны быть переданы в личное пользование гражданам – собственникам. Если нет возможности оформить собственность, то составляется арендный договор.

Основные утверждения прописаны в законе о возможности осуществления оформления права пользования объектом на упрощённом начале. Документ содержит сведения о правах на бесплатное оформление приватизации.

Основываясь на закон, граждане могут заключать земельные сделки, договоры, переоформлять землю. Закон касается всей территории страны, поэтому отказ местных властей – это неправомерное действие по отношению к собственнику.

Процедура оформления

Собственникам жилья следует знать, что приватизировать землю под домом важно для полноправного владения собственностью.

Если земля не находится в собственности хозяина, то спустя время, органы власти могут распорядиться территорией по своему усмотрению.

Дом – это собственность хозяина, он имеет документы, технический паспорт на него, но не владеет землёй, на которой построена недвижимость.

Разрешение на возведение объекта на земле, которая не приватизирована, выдавалось, если участок переходит к гражданину в пожизненное пользование. Регистрировать частную собственность можно после этапа подготовки, сбора всех требуемых бумаг.

Случаи официального управления индивидуальны, во время процесса регистрации перечень бумаг может дополняться, требоваться дополнительные бумаги. Чтобы начать оформление, граждане обращаются в муниципальные органы власти за консультацией. В инстанции подскажут полный список документов, допустимые льготы для конкретных групп граждан.

Процедура состоит из следующих этапов:

  • консультация в местных органах власти;
  • сбор документов, предоставление бумаг на льготы;
  • подача документов на рассмотрение и регистрацию;
  • ожидание результатов, получение ответа.

Процедура оформления имеет пошаговую инструкцию, которую подскажут на месте регистрации недвижимости. Льготные категории граждан имеют право пользоваться скидками на затраты при оформлении, оплату госпошлины.

Порядок оформления

Порядок оформления земельного участка в собственность регламентируется федеральным законодательством. Физические лица, которые могут приватизировать землю, знакомятся с последовательностью действий при оформлении. Они обязуются пройти все этапы регистрации для окончания процедуры.

Начало приватизации заключается в подготовительном этапе, сборе документов, гражданин пишет заявление на разрешение оформить участок в собственность. Бланк заявления и образец можно увидеть в местном отделении властей.

Запрос подаётся вместе с подготовленными заранее документами:

  • документ, подтверждающий личность, оригинал и копия;
  • бумаги, которые выступают доказательством права собственности на землю;
  • кадастровая документация, план участка, документы по межеванию;
  • сведения о нормативной стоимости объекта, выписка из земельного комитета;
  • выписка из БТИ об оценке участка;
  • сведения о налоговых обязательствах, налоговой оценке недвижимости;
  • справка из единого реестра обо всех жильцах конкретного объекта, которые обладают правом голоса при распределении собственности.

Кадастровая карта земли вносит коррективы в процесс сбора документов, чем быстрее будет готова выписка, тем проще собрать требуемый пакет бумаг. Когда участка нет в наличии на кадастровом учёте, гражданин, собственник строения, дома пишет запрос в отделение муниципальных властей для становления участка на учёт и присвоения ему кадастрового номера.

Если после проведения геодезических работ возникнут несовпадения с другими правоустанавливающими документами, то за основу берутся результаты топографической съёмки.

При поступившем запросе кадастровые инженеры назначают измерительные, геодезические работы, чтобы выявить физические показатели участка. Стоимость услуг определяется законодательством, владелец самостоятельно оплачивает указанную сумму. Границы каждого участка устанавливаются межеванием, точным измерением территории.

Длительность выполнения процесса, стоимость услуги

Сама процедура бесплатная, но подготовительный процесс требует от владельцев земель указанных законодательством затрат. Расходы минимальны, поэтому оформить землю в полную собственность необходимо. Федеральный и муниципальный уровни контролируют вопрос расценок, цена колеблется в зависимости от регионов и значимости района.

Единая цена не установлена на проведение геодезических работ, межевание, создание проектного плана, на деятельность инженеров влияют внешние факторы. Для ознакомления со стоимостью инженерных работ обращаются в юридические компании по месту нахождения объекта.

Платные услуги:

  • выписка из Единого государственного реестра, подготавливается 5 дней;
  • кадастровые сведения, справка выдаётся на протяжении 5 рабочих дней;
  • инженерные, измерительные работы проводятся геодезистами по запросу владельца участка, территории.

Цена приватизации равна кадастровой оценочной стоимости территории. После подачи документов проходит 2 недели для получения результатов, отказ направляется собственнику в письменной форме с доказательствами невозможности осуществления процесса. Отказ допустим, если запрос идёт в разногласии с федеральным законодательством, запрашиваемая земля не может принадлежать одному пользователю.

Процесс приватизации занимает время из-за больших масштабов предварительных работ. Для оформления права собственности требуются бумаги, справки, квитанции, которые делаются заявителем после запроса в разные инстанции. На представление таких документов нужно время, выписки и справки отдаются спустя установленное время.

Документация

Оформление земельного участка в собственность предполагает сбор перечня бумаг, требуемых законодательством от собственников объектов недвижимости.

Учитывая последние изменения федерального закона, межевой план не обязателен. Документ требуется по личному запросу в зависимости от тонкости конкретного дела.

Органы власти не могут предъявить отказ по приватизации, если в кадастровом реестре отсутствуют сведения по параметрам.

Ориентируясь на практику, геодезисты рекомендуют провести все изначально установленные измерительные работы для получения положительного результата, избегания лишней волокиты.

К запросу от собственника прилагается:

  • правовые документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • технические выписки обо всех постройках на приватизируемой территории;
  • кадастровые выписки, оценочная стоимость объекта;
  • выписка из единого государственного реестра;
  • документы, подтверждающие личность заявителя, регистрация;
  • насчитанный налог на землю, сумы налогообложения;
  • справка из земельного комитета о реальной стоимости участка.

Бумаги собираются от 10 дней до месяца, каждая муниципальная организация выдаёт сведения, спустя 5 – 10 рабочих дней, кадастровое планирование участка с указанием даты выполнения работ. В управленческие органы представляются как оригиналы, так и ксерокопии бумаг, которые прилагаются к делу заявителя.

Сбор документов – важный подготовительный этап, который занимает месяц. При готовности всех бумаг заявитель обращается в муниципальные органы власти и подаёт запрос на присвоение в собственность запрашиваемый объект.

Правовые аспекты регулирования процедуры

Правовое поле основывается на федеральные законы о приватизации, документ содержит данные о правилах проведения процедуры, нормативной и правовой базе.

Законодательство содержит данные и о землях, которые не подлежат приватизации:

  • резерв государственного значения;
  • водные, лесные природные заповедники, хранилища;
  • муниципальный, государственный фонд жилищного значения.

Получить землю в собственность, ориентируясь на федеральные законы невозможно без учёта муниципальных законов. Каждый регион имеет разные категории земель, что касаются значимости только в конкретном районе. Регулирует процесс местное законодательство, органы власти.

Для проведения процедуры выделяют правила:

Представить права на собственность, такое право имеет ответственное физическое лицо с заключённым договором социального найма.

Отчуждение имущества, квартиры – собственник жилья выступает ответственным нанимателем, как и члены семьи, что прописаны по адресу до проведения процедуры.

  1. Все проживающие физические лица, которые имеют регистрацию в квартире, претендуют на часть жилья. Доля высчитывается, ориентируясь на законодательство. За показатели берётся метраж жилья, значимость района, дополнительные характеристики, деление происходит на каждого жильца.
  2. Если прописаны несовершеннолетние дети в квартире для приватизации, то они участвуют в делении на общих основаниях.
  3. Приватизации не подлежит квартира, которая находится в доме, предназначенном для снесения, требуемом ремонта.

Законодательством предусмотрено разовое бесплатное участие в приватизации, право имеет каждый гражданин РФ. Исключение касается несовершеннолетних детей, которые принимают участие в приватизации жилья. Возмездная передача права собственности предполагает неоднократное участие.

Особенности, преимущества приватизации

Основной привилегией приватизации считается полное владение и распоряжение на своё усмотрение землёй. Владелец имеет право совершать юридические сделки, сдавать в пользование, оформлять дарственную, писать завещание. Юридические лица могут заняться предпринимательской деятельностью; порядок и правила приватизации дают возможность заниматься бизнесом.

На приватизированных территориях занимаются строительством без опасения, что объект будет снесён при отзыве участка. Для оформления кредита под залог недвижимости используется только приватизированная земля.

Регистрация права собственности на земельный участок – это получение полного права распоряжения земельным участком в соответствии с законодательством. Зарегистрировать документ о приватизации – это присвоить себе конкретные права и обязанности.

Цели, которые преследует приватизация:

  1. Повышение экономического уровня граждан, улучшение эффективности предпринимательской деятельности.
  2. Низкая ставка затрат на ведение деятельности, обслуживание.
  3. Приватизировав жилье, владелец обязуется платить налог в государственный бюджет, тем самым наполняя его.

Существуют риски, из-за которых заниматься деятельностью без вложений невозможно, но прибыль не всегда в полной мере удовлетворяет запросы.

Государство, отдав землю в собственность, избавляется от обязанностей в виде технического обеспечения территории.

Приватизировав квартиру, гражданин берёт на себя обязательства своевременно вносить оплаты по коммунальным счетам, платить налоги, содержать объект.

Приватизация – тонкий юридический процесс, который наделяет собственника не только правами, но и обязанностями перед государством. Сбор документов и процесс регистрации занимает время, для положительного исхода дела требуется консультация юриста, инженера геодезиста.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/zemelnogo-uchastka.html

Приватизация земельных участков

Земля приватизация собственность

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам

С появлением понятия частной собственности после распада СССР государство инициировало массовую передачу прав собственности на земельные наделы их фактическим пользователям – гражданам РФ.

Такая передача прав называется приватизацией и предназначена для стимулирования экономической активности граждан и юридических лиц и пополнения бюджета земельными налогами.

Что такое приватизация земельного участка

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам, согласно ст. 1 закона № 178 «О приватизации…».

Приватизация регулируется следующими законодательными актами:

  • Законом № 178 «О приватизации…»;
  • Земельным кодексом РФ;
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ».

Если гражданину предоставлен в пользование земельный участок от федеральных или местных властей, он может приватизировать данный участок, оформив на него право собственности.

Существует два основных вида приватизации:

Приватизация участков на платной основе происходит путём их выкупа за процент от кадастровой стоимости, причём пользователи участков имеют преимущественное право выкупа, отказ в котором со стороны органов власти не допускается (п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации…»).

Бесплатно приватизировать землю можно при соблюдении следующих условий:

  • Пользователь ранее не приватизировал земельные участки;
  • Пользование землёй наступило раньше октября 2001 года;
  • Земля, подлежащая приватизации, не изъята из оборота и не ограничена в таковом.

Нужно ли приватизировать купленный участок

Любые операции с земельным наделом, в том числе его покупка и продажа, возможны после оформления прав собственности, то есть приватизации, но нередко встречаются случаи покупки участка (особенно в дачном или садовом товариществе) при отсутствии правоподтверждающих документов у продавца.

В таком случае покупатель приобретает не земельный участок, а членство в садовом или дачном кооперативе, и для полноценного распоряжения имуществом ему необходимо приватизировать купленный участок, чтобы иметь возможность его продавать, дарить, обменивать и т.д.

Приватизация «купленного» участка возможна только в том случае, если он был предоставлен потребительскому кооперативу ранее введения в действие земельного кодекса (октябрь 2001 года), в противном случае может оказаться, что бесплатная приватизация невозможна и оформить право собственности можно только путём выкупа земли за 15% от кадастровой стоимости.

Чтобы не пришлось выкупать у государства уже купленный участок, стоит попросить продавца перед продажей оформить приватизацию на своё имя самостоятельно и приобрести уже оформленный участок.

Что даёт приватизация земли в собственность

Пользование неприватизированными земельными наделами может осуществляться на следующих правах:

  • Право бессрочного землепользования;
  • Право пожизненного наследуемого владения;
  • Право аренды;
  • Право безвозмездного пользования на основе решения органов власти.

Право безвозмездного пользования может быть предоставлено отдельным льготным категориям граждан при соблюдении ряда условий, например, строительство дома или работа по востребованной в сельской местности профессии заданное количество лет.

Преимущества

Ни одно из вышеперечисленных прав не даёт землепользователю возможности полноправно распоряжаться земельным наделом, а именно:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Менять или дарить;
  • Разбивать на отдельные участки;
  • Инициировать смену категории земли для получения разрешения на строительство;
  • Передавать по наследству.

Исключение составляет передача земли по наследству – право наследуемого владения переходит подлежит передачи по наследству, но наследники также не будут являться полноценными собственниками.

Важно помнить, что помимо невозможности отчуждения неприватизированного участка или сдачи его в аренду, пользователю государственной или муниципальной земли могут угрожать более серьезные юридические проблемы:

  • Изъятие земель на нужды обороны или иные;
  • Лишение возможности бесплатной приватизации из-за изменений в законодательстве.

Последний пункт не грозит обладателям права бессрочного использования садовых или дачных участков, так как их приватизация не ограничена сроком, согласно пункту 2.1. ст. 3 ФЗ № 137. А вот изъятие неприватизированных земель на государственные нужды может проходить без выплаты компенсации бывшим пользователям.

Недостатки

К немногочисленным недостаткам использования неприватизированных земель можно отнести:

Если земельный участок достаточно большой по площади и к нему нельзя применить налоговый вычет, то приватизация может обернуться возникновением ежегодных расходов по уплате земельного налога, что может быть невыгодно лицу, не планирующему продажу своего участка и не имеющему наследников.

В ряде регионов стоимость маленьких участков в труднодоступных отдалённых районах с неплодородно почвой ниже, чем стоимость затрат по оформлению необходимых кадастровых и межевых документов, особенно ввиду того факта, что геодезические компании могут потребовать отдельных доплат за выезд в отдалённые районы пригорода.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2

Приватизация земельного участка в собственность. Как это сделать быстро и легко

Земля приватизация собственность

В этой статье мы поговорим о том, что сегодня уже невозможно передать земельные участки в пользование безвозмездно. Такой порядок получил распространение после начала действия Земельного кодекса (ЗК).

Единственной возможностью для наших соотечественников бесплатно стать полноправным владельцем объекта является приватизация земельного участка.

Такой распространенный вариант приобретения земли в законную собственность осуществляется на добровольном, а также безвозмездном основании.

Предыдущая статья «Купил участок. Что делать дальше?»  

Приватизация земельного участка

Приватизация земельного участка представляет собой отчуждение объекта в пользу частного лица.

Благодаря приобретенному праву собственности полноправный владелец сможет распоряжаться имуществом по своему усмотрению (продажа, дарение, сдача в аренду либо сооружение на земле какого-нибудь предприятия).

Вместе с этим собственник имеет определенные обязанности в виде использования земли по целевому назначению, регулярной уплаты необходимых налогов и т.д.

Приватизация земельного участка

Когда земельный объект не приватизирован, то его владелец не имеет на него абсолютно никаких прав. В любой момент государство сможет забрать его для собственных нужд (строительства автомобильных дорог или любых других целей) без выплаты компенсации.

Если же участок прошел добровольную процедуру приватизации, то его полноправный собственник получит в этом случае приличную компенсацию за потерянное имущество. Основная цель приватизации заключается в формировании рыночных отношений.

С ее непосредственной помощью государством стимулируется эффективное использование земель с дальнейшим содействием предпринимательской деятельности.

Какие земли могут быть приватизированы?

В частную собственность в порядке приватизации (на безвозмездной основе) могут передаваться следующие земельные участки:

  • с домами, приобретенными нашими соотечественниками до начала действия ЗК (не касается самовольных построек);
  • переданные в аренду для индивидуальной застройки;
  • предоставленные на праве бесплатного бессрочного пользования;
  • дачные и садовые участки (в том числе находящиеся под гаражами).

Законодательством предусмотрен ряд земельных участков, по которым невозможно провести приватизацию. К ним принято относить изъятую из оборота землю, а также зарезервированные для муниципальных (государственных) нужд участки.

Как приватизировать земельный участок?

Условно приватизацию земельного участка можно разделить на 2 этапа:

  • подготовка документации с передачей ее в орган местного самоуправления;
  • проектные работы.

Весь пакет документов следует подать в районную администрацию (по месту расположения объекта). Можно заниматься сбором, подготовкой с последующей подачей документации самостоятельно либо предоставить эту трудоемкую работу специализированным организациям. В последнем случае их клиенту останется оплатить услуги и получить уже готовую выписку.

  Документы для приватизации земельного участка:

  • заявление заинтересованного лица о намерениях;

Заявление заинтересованного лица о намерениях

  • выданная ранее документация на землю (свидетельство, акт, или арендный договор и т.д.);

Выданная ранее документация на землю

  • подтверждающий документ право собственности на здание либо сооружение, если таковые имеются (свидетельство о государственной регистрации права, договор купли продажи (мены либо дарения) и т.д.);

Документ право собственности на здание либо сооружение

  • кадастровая карта на текущий год;

Кадастровая карта

  • технический паспорт сооружения, который расположен на участке;

Технический паспорт сооружения

  • выписка из регистрационной палаты (для подтверждения зарегистрированных прав на объект);

Выписка из регистрационной палаты

  • копия документа, который удостоверяет личность заинтересованного в процедуре лица.

Администрация выдает первое решение об изготовлении технической документации. Имея на руках документ, заинтересованное в приватизации лицо обращается в любую из землеустроительных организаций, которая специализируется на изготовлении подобных документов.

Далее осуществляется выезд геодезистов, которые с помощью специального прибора измерят участок. Затем выдаются акты согласования границ земли с соседями участка. Их необходимо в обязательном порядке подписать. После выполнения этих действий техническую документацию можно считать готовой, поэтому ее можно нести в управление земельных ресурсов.

В управлении участку присваивается кадастровый номер с выдачей соответствующего документа. Его необходимо отнести обратно в местный совет, который выдаст второе решение об утверждении технической документации. После этого всю имеющуюся на руках документацию следует отнести в регистрационную службу, где можно получить свидетельство о праве собственности.

Свидетельство на право собственности на землю

В процессе оформления документов на приватизацию, а также после их подписания иногда возникают проблемы. Земельный участок могут отобрать у владельца, который его использует не по назначению.

В дальнейшем его принято передавать человеку, который намеревается заняться возведением сооружения или сельскохозяйственными работами. Также может оказаться, что на один участок земли приходится два и больше владельцев.

Подобные проблемы могут возникнуть в результате халатности членов городской или сельской администрации. В этих случаях начнутся судебные разбирательства.

Как показывает практика, положительное решение утверждается в пользу владельца с правильно оформленными документами о приватизации.

Читайте далее «Межевание земельного участка. Так все-таки делать или нет?»

Источник: https://hozainvdome.ru/privatizaciya-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.